ЛОББИРОВАНИЕ В УКРАИНЕ

Категории каталога

Аналитика [5]

Исследования и документы

Главная » Файлы » Аналитика » Аналитика

STRATFOR о стратегических тенденциях 2011 года
[ ] 20.01.2011, 15:54
12 января текущего года был опубликован прогноз компании STRATFOR о геополитических развитиях в предстоящем 2011 году. Одним из важнейших, руководящих принципов, определяющих по версии STRATFOR общий облик 2011 года, станет предстоящая в 2012 году череда избирательных кампаний, которая приведет к смене правящих элит в трех важнейших игроках мировой политики – США, КНР и России. Возникающие в этой связи неопределенности и будут определять динамику событий в 2011 году.
 
Мы предлагаем краткий обзор материалов STRATFOR, в большей мере касающийся стран бывшего СССР.
 
США

STRATFOR указывает, что одним из важнейших вопросов в 2011 году станет вопрос об Ираке, так как США официально обязаны завершить вывод войск из Ирака к концу 2011 года. Это событие, которое может существенно изменить баланс региональной власти.
Если Соединенные Штаты сделают это, то они оставят Иран единственной реальной силой в регионе, и сделают Ирак еще более восприимчивым к иранскому доминированию.
Эффекты, связанные с усилением Ирана повлекут за собой изменение восприятия обстановки со стороны Саудовской Аравии и других арабских государств. Это повлечет существенное негативное изменение обстановки во всем регионе Персидского залива, что не может быть принято Вашингтоном.
Если же Вашингтон не выполнит взятое обязательство по выводу войск, то Иран сохранит возможность продолжать поддерживать оппозиционное движение в Ираке, увеличивая интенсивность конфликта и увеличивая число жертв с американской стороны, что в свою очередь крайне негативно скажется на начинающемся сезоне президентских выборов.
С политической точки зрения это неприемлемо. С геополитической точки зрения, позволять Ирану доминировать над регионом недопустимо.
В целом в STRATFOR ожидают, что американское военное присутствие сохранится (хотя останется немногочисленным), кроме того, предстоящий год будет характеризоваться возрастанием интенсивности американо-иранских переговоров на разных уровнях, задачей которых станет выработка позиций, удовлетворяющих как американские, так и иранские интересы.
 
Китай

В то время как Вашингтон надеется освободиться от проблем Ирака, не теряя власти в несбалансированном регионе, далекий Китай борется с несбалансированностью в своей собственной экономике. В STRATFOR полагают, что, чем дольше экономическое чудо продолжается, тем более вероятно оно закончится в скором времени.
В непосредственной связи с проблемами китайской экономике в STRATFOR обращают внимание на некоторые общие черты между Китаем и его восточноазиатскими экономическими предшественниками: Япония, Южная Корея и Юго-восточные азиатские "тигры". Китайцы выказали большую устойчивость, но глобальный экономический кризис показал слабости экономической модели Китая, основанной на экспорте. В то время как правительственные инвестиции теперь составляют львиную долю китайской экономики, Пекин идет очень трудным путем между безудержной инфляцией и быстрым экономическим замедлением.
Фокус внимания на предстоящей смене властной элиты в 2012 году, заставляет китайские власти крайне осторожно проводить экономическую политику, пытаясь избежать социальных последствий в любом направлении. Такой подход препятствует более смелым принципам экономической политики. Однако, учитывая существующие проблемы китайской экономики, такая политика, по мнению STRATFOR, лишь откладывает возможные негативные последствия на будущее, и в будущем Китай ждут серьезные потрясения в экономике. Которые неминуемо отразятся на социальной сфере и на политическом курсе страны в целом.
 
Россия

Тем временем Россия продолжит попытки снизить американское влияние в Евразии, одновременно возрождая ее собственное влияние в регионе. Проводя внешнюю политику, по мнению STRATFOR, Россия будет пытаться находить компромиссы. Фокус российской политики в 2011 году должен сосредоточиться на поиске компромиссов с государствами Балтии, одновременно продолжая укреплять прочные отношения с Германией. Москва знает, что ее время, когда она может вернуть себе утраченное влияние, постоянно сокращается. Россия отчетливо видит, что США уже начинают высвобождаться от ряда проблем на Ближнем Востоке, и скоро вернуться к активной политике в других регионах. Однако активной внешней политике Москвы будет мешать сложная внутриполитическая ситуация накануне выборов 2012 года.
По мнению STRATFOR. В предыдущие годы завершился процесс консолидации России, и в 2011 году, Москва будет чувствовать себя достаточно безопасной в своей сформировавшейся позиции, чтобы перейти от политики конфронтации с Западом к поиску партнерских путей взаимоотношений. В STRATFOR полагают, что Россия на этом пути будет играть в двойную игру, гарантируя, что она обеспечит странам-партнерам преференции в экономических вопросах, одновременно оказывая на них давление по вопросам политическим.
 
Самые сложные отношения будут складываться с Соединенными Штатами, так как множество нерешенных вопросов еще остаются между этими двумя странами. Однако Россия знает, что Соединенные Штаты все еще завязаны в ближневосточном регионе и Южной Азии.

Наиболее плодотворные отношения в предстоящем году будут у Москвы с Германией. Москва и Берлин усилят двусторонние связи с политической точки зрения, в сфере экономики и финансов. Но, как на протяжении всей истории, их врожденное недоверие друг к другу заставит подготавливать и запасные варианты с использованием инструментов давления друг на друга за пределами 2011 года.

Изменение стратегии Москвы также затронет отношения России с бывшими советскими государствами. В STRATFOR полагают, что в 2010 году Россия усилила свой контроль над Белоруссией, Украиной, Казахстаном, Кыргызстан. Она продолжила наращивать влияние на Армению и Таджикистан. Россия знает, что кризис позволил ей получить мощное влияние над этими странами и теперь у нее появился некоторый лимит во времени, позволяя действовать несколько более спокойно и взвешенно, не забывая об общем лимите времени, имеющемся у самой России во взаимоотношениях с США.
Однако за истекшие годы все еще сохранились регионы, где Россия не укрепила свое влияние и таким образом в предстоящем году будет более жесткой: Молдова, склонные к самостоятельности республики Кавказа, Грузия, Азербайджан, и Балтия.

Из указанных стран и регионов наиболее проблемным для Москвы является Молдова. Также Москва не торопится к нормализации отношений с Грузией.

А вот стратегия России по отношению к государствам Балтии изменяется. Москва пытается проложить себе путь в каждую из стран Балтии на нескольких уровнях – на политическом, экономическом, финансовом и социальном. Россия знает, что не в состоянии оторвать эти страны от их союзов в НАТО или ЕС, но она хочет иметь влияние на их внешнюю политику.
В STRATFOR полагают, что на этом пути Россия будет более успешной в Латвии, и в меньшей степени - в Эстонии.

В четырех из Центральных азиатских государств серия несвязанных трендов усилится в 2011 году, создавая потенциальную неустойчивость, которая приведет регион на грань одного или более кризисов.
В Казахстане и Узбекистане вырисовываются кризисы преемственности, и политическая элита изо всех сил пытается удержать или получить власть. И в Кыргызстане и в Таджикистане, этнические, религиозные и территориальные напряженные отношения резко активизируются.
Все это сопровождается притоком вооруженных наемников из сопредельного Афганистана, которые сражались там в течение прошлых восьми лет, а теперь возвращаются на родину. Кыргызстан и Таджикистан обратились к России с просьбой стабилизировать ситуации.
STRATFOR считает, что Москва будет использовать эти просьбы с тем, чтобы увеличить присутствие в регионе в военном отношении, но при этом будет стараться держаться в стороне от непосредственного участия в вооруженном противостоянии.

Участие России в политической жизни перечисленных выше государств - важный фактор предстоящего года. В 2011 году, Москва гарантирует, что во всех случаях ее участие в ситуации выразится либо в политическом влиянии, либо в военном присутствии, что будет гарантировать удержание контроля над регионом за собой.

Вместе с тем, ключевым фактором, определяющим внешнюю политику Москвы, будут, безусловно, выборы 2012 г.
В предстоящем году Москва будет строить свою политику исходя именно из этого основополагающего фактора. Именно по этому будут предприняты меры к нейтрализации протестных настроений как внутри страны, так и во вне с тем, чтобы не допустить роста негативных тенденций накануне предстоящих выборов, которые и без того видятся одними из самых сложных за последнее время, так как будут проходить на фоне сложной финансово-экономической ситуации в стране.
Источники: STRATFOR, Noravank
Категория: Аналитика | Добавил: lobbying
Просмотров: 1902 | Комментарии: | Рейтинг: 0.0/0 |

Форма входа

Поиск

Последние статьи

Управляемая демократия: близорукий режим
Как перестать суетиться и начать жить
Оффшорный пиар Нурсултана Назарбаева
GR по-украински
Ближе к телу

Последние исследования

Оновные тренды 2014
Capgemini-Merrill Lynch: Мировое благосостояние-2011/World Wealth Report
Обзор инновационных кластеров в иностранных государствах
Failed States Index 2011: рейтинг недееспособности государств мира
Исследование McKinsey: урбанизированный мир в 2025 году

Персоналии

Манафорт Пол
Василик Мирон
Рид Гарри
Стобер Маркус
Никонов Вячеслав
Шенеман Рэнди
Роув Карл

Статистика

bigmir)net TOP 100