ЛОББИРОВАНИЕ В УКРАИНЕ

Категории каталога

Лоббизм в России [5]
Табачная отрасль в России [1]

Каталог статей

Главная » Статьи » Лоббизм в России » Лоббизм в России

Лоббизм в Законе: спасение или паллиатив

В Москве в зале заседаний ученого совета Российской академии государственной службы (РАГС) при Президенте РФ 14 апреля 2009 г. состоялся круглый стол: «Легализация лоббизма как способ противодействия коррупции в России». Заседание круглого стола по столь актуальной теме политико-экономического развития страны носило открытый характер, приглашались все желающие.

Первое впечатление от дискуссии в зале и в кулуарах заседания состояло в том, что абсолютно очевидным как для научных работников, так и практиков стало то, что проблема легализации лоббизма в стране – Российской Федерации, выхода его из «тени», в которой он давно укоренился как реальность, давно уже назрела, что она необходима и будет означать на деле существенное продвижение российского общества по пути демократизации.

Данная потребность уже осознается не только большинством ученых, но и позитивно воспринимается в сообществе практиков сферы взаимодействия политико-экономичных групп российского общества c государством (GR), она настойчиво ставится на повестку дня, всесторонне рассматривается, вносятся конкретные предложения и рекомендации относительно того, как сделать этот процесс наиболее рациональным и результативным.

В выступлениях на круглом столе не раз говорилось о том, что за последние годы предпринималось несколько попыток провести через Государственную Думу РФ законопроект о лоббистской деятельности, о том, что ряд таких законопроектов уже давно пылится на полках архивов Государственной Думы, так и не став законодательными актами.

Вместе с тем ощущалось, что если сегодняшний характер общественной жизни в России не претерпит существенных перемен, а в целом политическая жизнь страны не получит существенных импульсов в сторону демократического развития – ожидания относительно легализации открытой системы взаимоотношения групп интересов и власти так и останутся ожиданиями и желаниями.

К слову, положение с принятием Закона «О лоббизме» и в Украине чем-то схоже с российским, хотя, на наш взгляд, по другим причинам. Складывается впечатление, что в Украине подобный закон не нужен власти, властным структурам (бюрократии), которых устраивает сегодняшняя „мутная водичка”, в которой удобно „брати хабаря” (получать взятки).

Не нужен закон о лоббизме и структурам крупного бизнеса (наибольшим конгломератам), которые в силу особенности формирования политической системы Украины практически взяли на себя „хлопоты” по созданию политических партий, которые сегодня представлены в Верховной Раде. К тому же, значительное число представителей крупного бизнеса в Украине в поисках надежной защиты от возможностей судебного преследования за свои не очень благородные действия в часы „прихватизации” и коммерческие „кидки” – сделали ставку на депутатскую неприкосновенность и лично заняли места в парламенте. Если верить подсчетам некоторых наблюдателей – более 300 украинских депутатов – личности с миллионными состояниями.

Сложившаяся практика взаимодействия влиятельнейших сил украинского бизнеса с властью, которая заключается в своеобразной «личной унии» депутатов-миллионеров, а также «внутреннего» лоббизма «квазипартийных» образований, что составляют большинство в Верховной Раде – делает не нужной для этих групп влияния открытых, ограниченных какими-либо процедурами, а тем более находящихся под действенным контролем государственных и общественных организаций – структур и процедур лоббирования.

У тех же политико-экономических структур украинского общества, у которых потребность в легализации института проведения своих интересов через властные структуры уже даже назрела, пока не хватает сил, степени объединения в действиях и поддержки со стороны общественных объединений, чтобы провести необходимые законопроекты. Четыре таких документа уже подвергнуты «грызущей критике мышей» на полках хранилищ парламента – начата работа над пятым законопроектом.

Представляется, что достижение успеха в проведении закона «О лоббировании» в Верховной Раде Украины было бы более реальным, если бы со стороны развитых государств, где используются развитые механизмы лоббирования, ощущалась большая настойчивость в доведении своего опыта его организации и рекомендаций властным структурам Украины. Возможно, что включение в условия МВФ о предоставлении займов – требования относительно прозрачности структур и механизмов проведения интересов политико-экономических групп через властные структуры, будет весьма способствовать легализации лоббизма в Украине.

Возвращаясь к московскому круглому столу можно констатировать, что в целом на мероприятии четко прослеживалась  логическая линия:  в российском обществе зреет понимание необходимости легализации лоббирования, в том числе и для усиления позиций государственных структур и российской общественности в борьбе с коррупцией, самой негативной (и наиболее криминальной) формы проведения групповых интересов во властных структурах. Об этом, в частности, свидетельствует проведение в 2008 г. ряду мероприятий, а в том числе и презентация одного из наиболее серьезных исследований «Отраслевое лоббирование в Российской Федерации на примере нефтегазового комплекса», которое состоялось 23 декабря 2008 года.

Особо следует отметить тот факт, что на протяжении всего 2007-2008 гг. регулярно публиковались статьи, интервью, исследовательские материалы, в которых до властных структур и общественности России доводились аргументация и опыт деятельности лоббистов в демократических государствах, доводы в пользу легализации лоббизма в России. Особое значение эта работа приобрела с началом антикоррупционной кампании, которая с середины 2008 г. развернулась под руководством нового российского президента Д. Медведева. Как отмечалось участниками круглого стола законопроекты, логическим предназначением которых была легализации лоббирования, уже подавались в Государственную Думу РФ, рассматривались на заседаниях в комитетах и различних комиссиях и даже ставились на голосование, но утвержденными ни один из них не был.

Учитывая вышесказанное не сложно спрогнозировать, что в ближайшие годы, если существующее положение будет оставаться неизменным, можно смело отбросить надежды на принятие соответствующих законодательных документов. К подобному выводу можно было не раз прийти осмысливания сущность и основное содержание выступлений высокопоставленных экспертов принимавших участие в заседании на круглом столе в РАГС 14 апреля 2009 года.

Особо хотелось бы отметить выступление «Проблемы и перспективы законодательного регулирования лоббистской деятельности в контексте борьбы с коррупцией» д.ю.н., профессора А.Автономова (которое в некоторых положениях было созвучным с выступлением д.полит.н., доцента Л.Тимофеевой). На протяжении всего выступления профессора прослеживалось утверждение о том, что до сих пор не решена проблема дифинирования основных понятий, которыми характеризуются процессы артикуляции, представления, продвижения интересов отдельных политико-экономических групп и негосударственных объединений граждан.

Соглашаясь с этим утверждением, мне представляется, что имеет смысл продолжить работу по углубленной разработке целой цепочки категорий: коррупция, лоббизм, представление интересов политико-экономических групп во власти и индивидуальные обращения граждан в органы власти. Думается, что если такая работа будет проделана достаточно добросовестно, нам не придется сталкиваться в будущем с утверждением: «Если человек отстаивает свой интерес – это всегда коррупция».

Тут мы могли бы поспорить с одним из основных докладчиков Круглого стола А.Автономовым. Если, например, рассматривать прямые обращения граждан к власти в демократическом обществе, то в них вряд ли будут иметь место элементы коррупции, особенно при обеспечении прозрачности самой процедуры обращения; гораздо меньшими будут  коррупционные проявленья в лоббировании с официальной процедурой, институтами, развитыми механизмами государственного и общественного контроля (очень хочется надеяться, что со временем и вовсе их не будет), а ведь это непосредственное отстаивание «своего интереса». Не случайно большинство современных исследователей лоббизма на Западе считают его одним из важных институтов демократического общества.

Не осталось без внимания выступления директора Центра по изучению проблем взаимоотношения бизнеса и власти к.п.н., доцента П.Толстых непосредственно о «Практике консультирования крупных коммерческих структур по взаимодействию с органами государственной власти РФ». Был приведен конкретный пример проведения лоббистской кампании по продвижению законопроекта, с показом алгоритма воздействия, указанием ступеней проведения проекта и организаций способствующих принятию того или иного решения, со способами стимулирования и мотивации должностных лиц, а также с цифровыми выкладками. Кроме того была названа цифра общего вознаграждения полученная Центром по изучению проблем взаимоотношения бизнеса и власти (www.Lobbying.ru), за выполнение услуг по данному проекту.

В выступлении А.Ковалева растолковывались основные особенности взаимоотношения Правительства с Государственной Думой РФ, а также были освещены некоторые моменты методики действий лоббистов, применение которых в Верховной Раде стали бы полезным для Украины.

Интересные и полезные сведения и данные приводились также в выступлениях остальных участников круглого стола. Организаторы обсуждения обещали подготовить и опубликовать все материалы круглого стола.

Думается, что было бы весьма уместным расширение сотрудничества между специалистами GR и лоббистами Украины и России, на наш взгляд регулярный обмен знаниями и опытом, в том числе на уровне государственных структур наших стран, был бы плодотворным, эффективным, перспективным и взаимовыгодным для обеих сторон.
 
Автор:
Александр Гринкевич, эксперт проекта "Лоббирование в Украине", аспирант Национального Института проблем международной безопасности при Совете Национальной безопасности и обороны Украины
Категория: Лоббизм в России | Добавил: lobbying (20.04.2009) | Автор: Александр Гринкевич
Просмотров: 2088 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.8/8 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Форма входа

Поиск

Последние статьи

Управляемая демократия: близорукий режим
Как перестать суетиться и начать жить
Оффшорный пиар Нурсултана Назарбаева
GR по-украински
Ближе к телу

Последние исследования

Оновные тренды 2014
Capgemini-Merrill Lynch: Мировое благосостояние-2011/World Wealth Report
Обзор инновационных кластеров в иностранных государствах
Failed States Index 2011: рейтинг недееспособности государств мира
Исследование McKinsey: урбанизированный мир в 2025 году

Персоналии

Манафорт Пол
Василик Мирон
Рид Гарри
Стобер Маркус
Никонов Вячеслав
Шенеман Рэнди
Роув Карл

Статистика

bigmir)net TOP 100