ЛОББИРОВАНИЕ В УКРАИНЕ

Категории каталога

Лоббизм в России [5]
Табачная отрасль в России [1]

Каталог статей

Главная » Статьи » Лоббизм в России » Лоббизм в России

Коридорные власти
На кислом фоне сокращений и оптимизаций отчетливо расцветает спрос на специалистов по связям с чиновниками, или GR (Government relations). На этом рынке — новость за новостью, и почти все будоражащие. Нелли Мещерякова, когда-то работавшая в мэрии Санкт-Петербурга вместе с ныне первыми людьми государства, а потом возглавлявшая GR-подразделения Светогорского ЦБК, "Альфа-групп" и "Вымпелкома", пришла в "Интеррос". В "Норникеле" функции GR полностью хотел взять на себя недавно назначенный руководитель, бывший глава Ростуризма Владимир Стржалковский, но теперь он позвал Вячеслава Полтавцева, с которым трудился когда-то в питерской турфирме "Нева". "Сибур" последним из крупных холдингов создал GR-департамент и пригласил его возглавить 26-летнего Кирилла Шамалова, младшего сына учредителя дачного кооператива "Озеро" Николая Шамалова. Компания "Прессхолл", принадлежащая Михаилу Дворковичу, брату помощника президента Аркадия Дворковича, открыла новый центр пиара и лоббизма "Пресспублика".

"Последний год многое изменил в технологиях взаимодействия бизнеса и власти,— рассказывает старший вице-президент компании Altimo (объединяет телекоммуникационные активы "Альфа-групп") Кирилл Бабаев.— Роль госорганов сильно возросла. До недавнего времени от государства требовалось одно — чтобы не мешало. Теперь же бизнесмены все чаще просят у него поддержки. Часто именно федеральная власть принимает решения, которые позволяют предпринимателям расплатиться с долгами и остаться собственниками, и все усилия GR направлены на оптимизацию связей с представителями федеральной, главным образом исполнительной, власти".

Мутные воды
При беглом взгляде на упомянутые выше назначения просматривается тренд: решать вопросы с властью крупный бизнес доверяет тем, кто с этой властью как-то повязан — кровью, деньгами, общими воспоминаниями. Копнув глубже, убеждаешься, что на самом деле это не совсем так. Всего за несколько лет существования GR в России в этом деле сложилась каста крепких профессионалов не только из бывших чиновников, но также из бывших пиарщиков, политтехнологов и западных профессиональных лоббистов. И все принесли в профессию что-то новое. Политтехнологи и пиарщики, чьи заработки сильно сократились (у первых в результате административной реформы, у вторых — в результате кризиса), добавили публичности, интриг и повысили конкуренцию. А западные специалисты принесли цивильные технологии.

Сегодня многие компании переводят бюджеты из PR в GR. Уже никому не нужен ворох публикаций для формирования общественного мнения — достаточно одной заметки в "Российской газете" для поддержки правильного решения в нужном ведомстве. Подразделения GR созданы уже решительно во всех крупных корпорациях, и численность этих подразделений доходит до 40 человек. Столько было в РАО ЕЭС в период реализации реформы электроэнергетики, почти столько работает в российском подразделении British American Tobacco — табачное лобби в России всегда было активно, а после того, как в 2006 году мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг и Билл Гейтс создали фонд в $500 млн для борьбы с курением в странах третьего мира, работать пришлось еще активнее.

"Транснациональные компании, в том числе российского происхождения, стараются и в области GR работать по западным лекалам,— рассказывает директор консалтинговой компании в области GR "Центр по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти" Павел Толстых.— Даже если само взаимодействие специалистов по GR с чиновниками осуществляется не очень прозрачно, то внутри таких корпораций любая инициатива, направленная на органы власти, оформляется как нормальный бизнес-проект — с понятным бюджетом, сроками реализации, средствами и целями".

Павел Толстых любит говорить, что GR — понятие корпоративное, а лоббизм — внекорпоративное: отраслевое, например, или общественное. Таким образом, джиарщик — тот, кто занимается связями с госорганами, работая на понятной должности в некой корпоративной структуре. Лоббист же (в классическом понимании) представляет некую ассоциацию, союз или палату. И тем не менее сказать, что настоящие джиарщики, в отличие от всяких проходимцев, работают исключительно на легальном поле, нельзя, поскольку в России до сих пор нет закона о лоббизме. Раньше о необходимости такого закона говорили представители оппозиционных партий, недавно о его необходимости сказал президент Дмитрий Медведев, но пока руки не дошли. "В западных странах, где существуют законы о лоббизме, а затраты компаний на работу с властями вполне прозрачны, все четко понимают, как осуществляются эти процессы. Мы, например, знаем, что в течение последнего года рынок GR в США вырос на 10% — просто суммировали декларированные компаниями цифры затрат". Как и сколько тратится в России на GR, не знает никто.

Ужас-ужас-ужас
Хотя профессионалы и настаивают на том, что на рынок GR пришли качественные технологии и профессиональный подход, пока, скорее всего, они остаются в основном для внутреннего пользования. Спрос диктует предложение: наиболее востребованы услуги в виде "правильных" контактов и связей.

В конце июня Дорогомиловский суд Москвы вынес приговор безработному гражданину Артуру Куралаеву и сыну генерала КГБ Владиславу Цораеву, которые взяли у бизнесмена Шапитько 17,8 млн руб. на то, чтобы посадить его в кресло руководителя "Ростехрегулирования". Бизнесмен и сам занимался некоторыми видами сертификации деятельности, но при этом почему-то считал, что главная должность в регулирующем органе вакантна и продается.

В соответствии с веяниями времени количество таких вот якобы всемогущих "джиарщиков" растет. "Загляните в пару заведений вокруг Старой площади,— предлагает бывший пиарщик и политконсультант, а ныне консультант управления внутренней политики администрации президента Олег Матвейчев.— "Кофе-хаус", "Эстерхази", ресторан "Старая площадь" — все они кишмя кишат "воротилами", которые снимают губернаторов, пробивают квоты и отменяют пошлины. Визиток не дают, фамилий не называют, пучат глаза. Будут приставать — гоните их в шею". Олег Матвейчев настоятельно предостерегает всех от общения с такими псевдо-джиарщиками — потерять в итоге можно не только деньги. "Недавно вот убили предпринимателя из Нижнего Новгорода: он заложил свой бизнес, чтобы избраться губернатором, а когда люди, взявшие деньги, обещанного не сделали, стал требовать деньги назад. Его и убили".

Настоящие джиарщики, в отличие от проходимцев, люди совсем не таинственные. Но некоторые секреты их деятельность, конечно, содержит.

Безвозмездно, то есть даром
Участники недавней конференции "Антикризисные GR-стратегии", люди, о которых было написано в программке, что они как никто умеют разрабатывать и воплощать "тонко выверенные" схемы взаимодействия бизнеса и власти, всерьез схлестнулись, обсуждая вопрос, является ли занос чиновникам денег необходимым элементом этих схем.

Вполне понятно, что чиновники, со своей стороны, сказали гневное "нет" — мероприятие как-никак публичное. Олег Матвейчев, поработав в администрации президента, пришел к шокирующему выводу: слухи о коррупции в российской власти сильно преувеличены: "Вы были в Китае, в странах бывшей Югославии? Да? Вот там — коррупция. У нас порядок по сравнению с ними удивительный!"

Конечно, с ним соглашались другие представители власти. Призывал к честному сотрудничеству представитель Минэкономразвития Артем Шадрин, божился, что взаимодействие бизнеса и МЭР максимально формализовано и прозрачно, поскольку министерство-де заинтересовано в качественной экспертизе своего законотворчества. Каялся в низкой эффективности Совета федерации его представитель Александр Катков и тут же приходил к выводу, что эффективность низка из-за отсутствия механизмов взаимодействия с бизнесом. "Встать бы нам с бизнесом плечом к плечу, наладить диалог",— мечтал Катков.

Но что всего удивительней, из уст тех, кто должен бы разносить деньги по кабинетам, осваивать, так сказать, бюджеты на этот самый GR, вдруг тоже прозвучал лозунг "Деньги ничего не решают". "Коррупция — далеко не самое интересное и еще менее того эффективное, что есть в GR,— докладывала Светлана Колосова, руководитель агентства "Старая площадь", уже названием претендующего на серьезные позиции в GR.— Уровень профессионализма растет со всех сторон, принятие властных решений часто находится в руках профессионалов очень большого масштаба, и бизнес тоже совершенствуется. Знакомство с тренером, собакой, парикмахером собаки президента не позволит вам выиграть серьезный тендер. Чтобы выигрывать, нужно действительно быть лучшим".

"Странно как, а нам что-то ничего бесплатно не предлагают",— удивлялся Кирилл Бабаев из компании Altimo. Другие представители реального бизнеса предпочли на эту деликатную тему не высказываться, отметили лишь, что чиновников меньше не становится — стало быть, прибавляется и работы.

"Чтобы установить один объект размером с обувную коробку для улучшения качества связи, нужно пройти 16 этапов согласования, которые в сумме занимают 298 дней,— рассказывал руководитель департамента управления регуляторными рисками компании МТС Юрий Сенглеев.— Конечно, в этой ситуации на наш департамент ложится ответственная работа по ускорению этого процесса".

"От GR нынче требуют в первую очередь полезности,— объяснял старший вице-президент по стратегическим коммуникациям и региональной политике "КЭС-холдинга" Марат Баширов.— Стратегия превращается в тактику: у меня в кабинете висят длинные списки "пожаров", которые нужно гасить". Энергетикам в отношениях с властью особенно тяжело: после того как ключевой переговорщик, Анатолий Чубайс, снял с себя ответственность, системные вопросы практически не решаются. Сокращение инвестпрограммы, массовые увольнения — это важнейшие вещи, которые энергетикам необходимо срочно согласовать. "После ухода команды РАО ЕЭС отрасль потеряла не только свой локомотив — весь механизм GR был утрачен,— рассказывал Марат Баширов.— Теперь мы создаем его заново. При этом нужно сохранить экспертные ресурсы, выявить общую полемику и локальные возможности, и все это — в кратчайшие сроки".

Депутатский запрос как атавизм
Если масштаб затрат на GR оценить сложно, то каналы, по которым осуществляются эти траты, так или иначе известны. В 90-е годы естественным объектом приложения сил джиарщиков являлась в большей степени Госдума, в меньшей — Совет федерации. Сегодня апелляции к обеим палатам парламента — более или менее пустая трата времени.

По мнению Кирилла Бабаева, вся работа GR сегодня сосредоточена в правительстве и администрации президента. "Любимые развлечения 90-х годов — депутатский запрос, парламентские слушания, рабочая группа при Совете федерации, сегодня все это — уже никому не нужные безделушки. Процесс законотворчества сосредоточен в профильных министерствах, а политические решения, касающиеся в том числе и экономики, принимаются в администрации президента. По этим направлениям и работает GR".

Конечно, работа GR не исчерпывается одним только взаимодействием с профильными министерствами и президентской администрацией. Серьезная часть работы — суды. Например, последнее время суды осаждают заемщики с исками к кредиторам о пересмотре кредитных договоров на основании признания кризиса "обстоятельством форс-мажора" — согласно статьи 451 ГК, такие обстоятельства могут являться основанием для пересмотра или отмены кредитного договора. Первым такую попытку предпринял Амурский судостроительный завод, ответчиком был Сбербанк. Не получилось. Теперь с аналогичным требованием выступает один из трейдеров АвтоВАЗа, его оппонент — Альфа-банк.

"Эффективный бизнес состоит на 40% из GR, на 40% из PR и только на 20% из самого эффективного бизнеса",— когда-то давно сказал Олег Дерипаска. Спустя годы его представления изменились — роль GR, безусловно, сильно выросла. В "Русале" руководителей GR меняют как перчатки: контактами алюминиевого холдинга с властью заведовали и бывший советник Александра Руцкого Андрей Федоров, и бывший руководитель таможни Валерий Драганов, и бывший депутат Госдумы Владимир Эренбург, и бывший советником первого замруководителя ФСБ Юрий Исаев. Сегодня, по слухам, Дерипаска лично не вылезает из Кремля, день и ночь ведя переговоры о спасении своего бизнеса, а подразделения PR и GR холдинга подвергнуты новой тотальной чистке.

Если для Олега Дерипаски гром уже прогремел, то другие представители крупного бизнеса к чему-то похожему готовятся. "Ближе к осени можно ожидать обострения социальной ситуации в моногородах, а их в нашей стране несколько сотен,— предупреждает вице-президент РАСО, директор GR-агентства "Минченко консалтинг" Евгений Минченко.— Бизнесу имеет смысл заранее планировать свою антикризисную активность. Недооценка менеджментом предприятий политических рисков, зачастую стремление использовать агрессию масс для решения своих бизнес-задач, отсутствие гибкости в переговорах с государством может обернуться для собственников предприятий катастрофой".

Источник: Екатерина Дранкина, "Коридорные власти"//Журнал "Деньги" № 26 (731) за 06.07.2009

 


 

Категория: Лоббизм в России | Добавил: lobbying (13.07.2009)
Просмотров: 2070 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Форма входа

Поиск

Последние статьи

Управляемая демократия: близорукий режим
Как перестать суетиться и начать жить
Оффшорный пиар Нурсултана Назарбаева
GR по-украински
Ближе к телу

Последние исследования

Оновные тренды 2014
Capgemini-Merrill Lynch: Мировое благосостояние-2011/World Wealth Report
Обзор инновационных кластеров в иностранных государствах
Failed States Index 2011: рейтинг недееспособности государств мира
Исследование McKinsey: урбанизированный мир в 2025 году

Персоналии

Манафорт Пол
Василик Мирон
Рид Гарри
Стобер Маркус
Никонов Вячеслав
Шенеман Рэнди
Роув Карл

Статистика

bigmir)net TOP 100